15 февраля 2007
2897

Виктор Христенко: Выплывет ли судостроение?...

Отечественные судостроители находятся в тяжелых условиях. Немало судов, порой непригодных, закупается за рубежом. И в речном, и в рыболовном флоте больше половины судов уже давно "состарились" и выработали срок годности. Научно-исследовательский флот вообще находится на грани исчезновения. Но в тоже время Минпромэнерго приняло стратегическую программу развития отечественного судостроения - до 2030 года. Поможет ли она решить все проблемы?

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на "правительственном часе" рассказал депутатам о положении дел не только в судостроительной промышленности, но и во всей промышленности в целом по стране.

Он напомнил, что Президентом были определены три приоритетных направления промышленного развития на базе отраслей УПК - это космическая деятельность, авиационная промышленность и судостроительная промышленность.

А если говорить о судостроительной промышленности, ее доля в общем объеме производства оборонно-промышленного комплекса занимает более четверти, в экспорте военно-технической продукции - до 20-30 процентов.

По вопросам судостроительной промышленности Минпромэнерго по поручению Президента определило стратегия развития - до 2030 года. "Судостроение - отрасль - интегратор высоких технологий современного наукоемкого производства", - такую характеристику отрасли дал министр.

По его словам, на судостроительный рынок влияют три силы. Первая - это судостроительные предприятия, которые предлагают свою продукцию рынку. Вторая - это грузовладельцы, промышленные, энергетические и торговые компании. И третья - перевозчики, судовладельцы, морские и речные пароходства.

В рамках новой стратегии, как полагает Виктор Христенко, будет использован шанс, "упущенный в предыдущие годы", когда было допущено ничем не оправданное доминирование на внутреннем рынке внешних игроков.

"Вектор новой стратегии направлен на преодоление допущенного разрыва путем концентрации, прежде всего, на развитии гражданского судостроения. Акцент на разработку и производство высокотехнологичных и специализированных судов и технических средств служит надежным основанием для решения задач в сфере военного кораблестроения", - заметил министр.

Он с сожалением констатировал, что сегодня в ряде сегментов судостроительной промышленности доминирует зарубежная продукция класса "сэконд-хэнд". Но ситуация постепенно исправляется. Что касается военных судов, государство формирует заказ на строительство кораблей и судов для нужд обороны, научно-исследовательской деятельности и атомного ледокольного флота. Создаются предпосылки для развития судостроения - с точки зрения энергетической и транспортной политики.

В отношении военного кораблестроения утверждена государственная программа вооружений. Существует прогноз военно-технического сотрудничества.

А вот в научно-исследовательском судостроении сегодня ситуация "аховая". Уже 10-15 лет строительство новых и модернизация действующих судов фактически приостановлены. Сам министр признал, что в случае непринятия достаточно оперативных мер со стороны государства к 2015 году у России практически не останется научно-исследовательского флота со всеми вытекающими последствиями.

В гражданском судостроении тоже не все гладко складывается. Морской флот отечественных грузоперевозчиков насчитывает сегодня около полутора тысяч судов. И доля российских производителей в объеме заказов российских судовладельцев при этом пока ничтожно мала. Хотя сегодня на существующих производственных мощностях можно было бы ежегодно строить 30-40 транспортных судов, уверен министр.

Речной же флот сегодня в России находится в самом плачевном состоянии. И это при том, что, например, во многих сибирских регионах река является единственным транспортным средством. Средний возраст речных судов - более 28 лет.Обновлять речной флот невыгодно. Там есть риски, связанные с сезонностью работы и увеличением сроков окупаемости, а также неудовлетворительное состояние судоходных путей и гидросооружений.

В рыболовном флоте также более половины судов эксплуатируются свыше нормативного срока "годности". В создании больших и средних рыбопромысловых судов отечественная промышленность участие практически не принимает.

Освоение континентального шельфа - это отдельная тема. По оценкам крупнейших компаний, имеющих ресурсы на шельфе севера Дальнего Востока, Каспия, как сообщил Виктор Христенко, освоение шельфа потребует уже к 2030 году создание технических средств для добычи и транспортировки до НО млн тонн нефти и до 160 млрд кубических метров газа с необходимой инфраструктурой обслуживания. Для этого потребуется выше 85 специализированных транспортных судов и 140 единиц обслуживающего флота.

Что же нужно делать для развития судостроительной промышленности? На взгляд Виктора Христенко, отрасль должна развиваться на основе государственно-частного партнерства. Серьезная проблема состоит в том, что существующая система налогообложения и финансирования всего цикла строительства судов ставит отечественных судостроителей и судовладельцев в заведомо худшие условия по сравнению с зарубежными.

Состояние технологий, основных производственных фондов в судостроении оставляет желать лучшего. И еще один немаловажный момент - в прошлом предприятия отечественного судостроения, в основном, были ориентированы на создание военной продукции. И сегодня организация производства гражданских судов далека от международных стандартов. Разработанная же стратегия должна вывести судостроение из кризиса. Разрабатываются системные проекты создания интегрированных структур, производящих конечную продукцию судостроения. В области науки и проектирования предполагается создать отраслевой научный центр УНИИ имени Крылова - базовый институт, осуществляющий основные фундаментальные исследования, инжиниринговый центр, состоящий из конструкторских бюро, занимающихся проектированием подводных лодок. Также предполагается создание северного центра судостроения, западного судостроительного центра и Дальневосточного судостроительного центра. Прорабатывается вопрос и по созданию Каспийского и Черномоского судоремонтных центров.

С 2007 по 2009 годы объемы финансирования на эти цели предполагаются в размере 48 млрд рублей. И в период с 2010 по 2015 годы - 170 млрд рублей.

***

ВОПРОС - ОТВЕТ

Выступление министра не исчерпало всех тех вопросов, которые были у депутатов. "В каком состоянии находится машиностроение в интересах судостроения? В какие сроки предполагается переоборудовать верфи под строительство современных судов? И как Правительство думает исправить печальное положение, возникшее в области судостроения?", - сразу несколько вопросов задал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам ветеранов Валентин Варенников.

"Если говорить о машиностроении в привязке к судостроению, ситуация достаточно непростая, износ оборудования около 70 процентов, - ответил Виктор Христенко. - Это серьезная проблема. На сегодняшний день российское судостроение ориентировано на нужды Минобороны и других силовых ведомств, и основная задача стратегии - переломить эту тенденцию. В стратегии и в целевой программе сегодня расписана целая гамма направлений по производству гражданской техники. Мы сейчас не говорим о завоевании мирового рынка, мы говорим о возвращении внутреннего рынка, внутреннего спроса, который генерируется на нашу промышленную базу".

Заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности Анатолий Локоть поинтересовался, каковы перспективы речного флота, который когда-то был гордостью России, а теперь влачит жалкое существование.

"Несмотря на бурный рост грузопотока и развитие экономики, речной флот не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта, - ответил Христенко. - В нашей стране он отличается от морского гигантской особенностью - сезонностью. В первую очередь для речников эффективно создание речной лизинговой компании с государственным участием, которая взяла бы на себя все риски и дополнительное снятие финансовых сложностей".

***

МНЕНИЯ ФРАКЦИЙ

СЕРГЕЙ ЧАПЛИНСКИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ, ФРАКЦИЯ "РОДИНА" (НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ СОЮЗ)"

Возникают большие сомнения - в том, что Правительство способно реализовать все то, о чем говорилось в этом зале. Если мешает Минэкономразвития реализации этих конструктивных решений и тормозит экономическое развитие страны, давайте ликвидируем, упраздним это министерство. Если не хватает средств, давайте внесем поправки в закон о бюджете на 2007 год.

МАРТИН ШАККУМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И НАУКОЕМКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ, ФРАКЦИЯ "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

Состояние судостроительной отрасли, безусловно, имеет стратегическое значение. Давно назрело принятие комплекса мер по технологической модернизации судостроения, обеспечению его экономической устойчивости. При этом долю военного кораблестроения необходимо сократить с нынешнего уровня 75 процентов до 40 процентов. Такое изменение, должно быть обеспечено за счет трех-четырехкратного увеличения объема гражданской продукции. Правительству необходимо безотлагательно выполнить поручение Президента и внести в Государственную Думу законопроект, направленный на создание благоприятных экономических условий для развития отечественной судостроительной промышленности. Законопроект должен предусматривать внесение изменения в Бюджетный, Налоговый кодексы, закон о таможенном тарифе и Кодекс торгового мореплавания.

СЕРГЕЙ СОБКО, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И НАУКОЕМКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ, ФРАКЦИЯ КП РФ

В представленной схеме мы видим необоснованные предложения о создании инжиниринговых центров. Проектные конструкторские бюро должны входить в состав производственных холдингов, что, как показывает мировая практика, развивает научную мысль, позволяет предложить заказчикам конкурентоспособную продукцию. У нас есть альтернативный законопроект по обсуждаемому вопросу и мы готовы его представить Правительству.

ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСДУМЫ РФ, ФРАКЦИЯ ЛДПР

Министр рассказал о планах, но не сказал, почему возник кризис. Почему у нас такие низкие показатели? Если взять конкретно судостроение, почему мы не пошли по пути "Газпрома"? Было Министерство газовой промышленности, превратили в "Газпром" и достигли успеха.

15 февраля 2007 г.

http://www.minprom.gov.ru/activity/shipbuilding/pub/0/print
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован