21 мая 2007
17161

Михаил Мунтян: История дипломатии. Программа учебного курса

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом


ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ ДИПЛОМАТИИ"
Автор-составитель: д.и.н., профессор М.А. Мунтян


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса.
Данный курс представляет собой рассмотрение истории международных отношений как "широкой теории" под углом зрения:
- дипломатии - науки и искусства "применения ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств" (Э. Сатоу);
- "науки о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле - науки или искусства переговоров" (Г. Мартенс);
- "науки о взаимных интересах и отношениях государств или искусстве взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле - науки или искусства переговоров" (Гарден).
На основании широкого круга исторических источников в курсе раскрывается процесс превращения дипломатии:
- в средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач;
- в официальную деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дело, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей;
- в народную дипломатию, когда в поиск согласия в море человеческих разногласий включаются негосударственные общественные организации и движения, вовлекающие в дело отстаивания мира, безопасности и сотрудничества все более широкие народные массы;
- в искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, а также расширения и углубления международного сотрудничества.
Учебные цели данного курса в этой связи могут быть представлены, как:
- введение студентов - международников в проблематику наиболее важных и влиятельных внешнеполитических доктрин, дипломатической теории и практики, относящихся к различным социокультурным традициям и историческим периодам;
- изучение курса даст возможность студентам познакомиться с основными направлениями дипломатического мышления - от древнейших его образцов и до современной дипломатии;
- преподавание курса позволит обратить особое внимание на генезис внешнеполитических и дипломатических концепций, их историко-культурные основания и соотношение с существовавшей политической практикой, эволюцию локальных межгосударственных отношений в глобальную систему международных и постмеждународных отношений;
- освоение истории дипломатии позволяет обнаружить в ней общую систему знаний о межгосударственных и международных отношениях, в которых отражены преемственность идей и взаимовлияния политической культуры различных государств и народов, относящихся к разным цивилизациям;
- ознакомление с историей дипломатии позволяет студентам освоить особый понятийный аппарат данной науки с его собственной терминологией и теоретическим уровнем рассмотрения тех или иных проблемных категорий, в частности, связанных с происхождением государства, его внешнеполитическими функциями, задачами по реализации национальных интересов и т.д.
Проблемное восприятие данной науки позволяет:
- типологизировать отдельные учения о внешнеполитической и дипломатической деятельности;
- выявить их общие и особенные черты, характерные для определенных эпох в некоторых странах или отдельных регионах;
- проследить основные пути и этапы эволюции отдельных локальных дипломатических практик и их складывание в науку мирного разрешения противоречий и конфликтов в международной жизни, в том числе на разных ее уровнях - локальном, региональном, глобальном;
- показать связь теоретических представлений о дипломатической деятельности с их историко-культурным фундаментом, продемонстрировать в каждом конкретном случае соотношение с внешнеполитической практикой.

2. Задачи курса
Программой курса предусматривается изучение, понимание и знание студентами самого феномена и функций дипломатии, особенно того нового, что вносит в них мировое развитие в эпоху глобализации, выстраивая современную систему дипломатических приоритетов:
во-первых, это искусство и техника убеждения необходимости и возможности реализации национальных интересов;
во-вторых, это техника принуждения, когда в ходе дипломатического "торга" грань между убеждением и принуждением стирается, и оба подхода нередко переходят один в другой;
в-третьих, это процедура дипломатического урегулирования, когда субъекты международных отношений изменяют свои позиции по спорным вопросам, взаимно приспособляя их, чтобы достичь стабильных взаимоотношений;
в-четвертых, это техника достижения письменных соглашений, поскольку только они являются наиболее надежными свидетельствами международных обязательств;
в-пятых, это знание важнейших этапов исторического развития феномена дипломатии;
в-шестых, это выработка мировоззренческих основ дипломатического мышления;
в-седьмых, это умение обнаруживать взаимосвязи наиболее влиятельных политических и дипломатических доктрин с международной практикой.

3. Место курса в системе социогуманитарного образования
Структура учебного курса составлена таким образом, что предполагает возможность глубокого освоения материала с использованием историко-сравнительных методик, позволяющих наиболее вероятно проследить процесс преемственности внешнеполитической мысли с учетом накопленного и освоенного материала, составляющего основную базу дипломатического менталитета в целом. Расположение тем подчинено историко-хронологическому и логическому изложению истории дипломатии.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован